Конспект занятие в старшей логопедической группе "Идет волшебница Зима» Цель занятия: • Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно, находить их; • Приобщать детей к русской национальной культуре; • Способствовать развитию общей и мелкой моторки • Развитие умения отвечать на вопросы логопеда; • Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность. • Ориентация на листе бумаги слева направо, сверху вниз; • Развивать зрительно-моторную координацию; • Научить рисовать по образцу, раскрашивать в пределах контура снежинки для снеговика. Подготовка 1. Готовятся мячи массажный, гимнастический, тарелочки на каждого. 2. Прищепки. 3. Фасоль по 10 шт. на каждого. 4. Фломастеры, карандаши. 5. Демонстрационные и раздаточные листы. Ход занятия Логопед: Ночью ветер волком выл И по крыше палкой бил. Утром глянули в окно – Там волшебное кино. Раскатала белый холст, Набросала светлых звезд И папахи на дома Нахлобучила ЗИМА. (В.Фетисов) На дворе зима. Сколько месяцев зимой? Дети: Зимой три месяца. Логопед: Назовите их, пожалуйста. Дети: Это декабрь, январь, февраль. Логопед: Первый месяц зимы – декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет». Отгадайте загадку: Стали дни короче. Ночью дождик лил. И пришел стекольщик – лужи застеклил. Дети: Это мороз. Логопед: правильно, ребята, это мороз. Как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит», «В зимний холод всякий молод?». Дети: Когда мороз не сильный очень, все равно на месте не устоять, потому что замерзнешь. Нужно ходить, бегать, прыгать, руки отогревать. Логопед: «В зимний холод всякий молод?» Дети: Зимний холод заставляет всех двигаться. Люди быстрее холят по улицам. Вприпрыжку, как молодые. Логопед: Вы обратили внимание, как часто зимой мы говорим: вьюга, метель, пурга. Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет, как метлой. Ветер со снегом назвали метелью. Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: «Вью у у у …», как волк воет. Так метель сама себя и назвала вьюгой. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит. Метет по земле. Это называется пурга. А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег понизу, по самой земле. Такая метель называется поземка. Вот и мы ребята давайте представим, сильно замерзли на улицы, и руки у нас подстывают. А чтобы совсем нам не замерзнуть, нужно погреться. (Только дети начинают делать пальчиковую гимнастику, как в дверь кто-то постучал. Снеговик передает письмо логопеду.) Логопед. Ребята, давайте посмотрим, кто написал нам, сейчас откроем. Посмотрите, нам написал? (Читает письмо.) «Здравствуйте, дети! Вы не узнали меня? Тогда отгадайте загадку и узнайте — кто же я! Давай, дружок, смелей. Дружок, Кати по снегу свой снежок. Он превратиться в толстый ком, И станет ком…..(снеговиком). Дети. Снеговик. Логопед. Да, это веселый Снеговик, и он приготовил Вам сюрпризом, но сначала надо выполнить его задания, они не простые. Логопед. И мы с удовольствием выполним все его задания, да ребята? Дети. Да. (Дети садятся за столы. Логопед знакомит их с предметами, лежащими на столе.) Сегодня мы будет играть с пальчиками, мячами, фасолью, прищепки. Но, чтобы выполнить все здания Снеговика, мы должны сначала наши руки «разогреть». (Подробно объясняет каждое упражнение.) Дети берут массажный мяч, зажимают его и катают между ладонями. Затем кладут мяч в правую руку, обхватывают его пальцами, сжимают и разжимают несколько раз. Далее перекидывают мяч в левую руку и повторяют упражнение. (Повторить каждой рукой 2 раза.) Упр. Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю, Им поглажу я ладошку, будто бы сметаю крошку, И помну его немножко, как сжимает лапу кошка Упр. Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий Раз – подбросим, два – поймаем, Три – уроним и..сломаем. Дети берут прищепки и каждую прищепку надевают на пальчик и проговаривают стихотворение. (Повторить 4 раза.) Упр. Падал снег на порог, Кот слепил себе пирог, А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пирожки себе пеки, Не из снега – из муки. Кладут прищепки на стол, опускают руки и встряхивают ими. Дети подвигают к себе тарелочку со смешанной в ней фасолью, раскладывают ее на две пустые тарелочки. Одновременно двумя руками они берут фасоль по одной штучке. За¬тем из двух тарелок одновременно правой и левой руками складывают фасоль по одной штучке обратно. Логопед. Молодцы, дети! Все правильно выполнили, старались, а теперь потрогайте свои пальчики, они «разогрелись»? Дети отвечают. Потрогайте руки друг у друга. Теплые? Дети отвечают. Да, такими пальчиками и руками мы справимся с самым сложным заданием Волшебного Снеговика. Зима – время веселых, детский игр, давайте мы и поиграем. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Мы бежим с тобой на лыжах (дети изображают ходьбу на лыжах) Снег холодный лыжи лижет, А потом – на коньках (изображают бег на коньках) Но упали мы. Ах! («падают») А потом снежки лепили, (стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями) А потом снежки катали, А потом без сил упали («падают») И домой мы побежали. (бегут по кругу). Логопед. Теперь давайте, выполним задания. (Достает листы из «волшебного» конверта.) Логопед вместе с детьми рассматривает демонстрационный лист и называет нарисованные на нем предметы — два узора снежинок в клетку. На снежинки слева узор (рис. 1). Рассматривая его, логопед напоминает детям название сторон и уточняет, сколько клеток выделено на каждой стороне снежинки. Затем поясняет и показывает, как нарисовать такой узор на снежинки справа (рис. 2). Дети рисуют по образцу фломастером. Логопед. А теперь ребята, посмотрите, под двумя снежинками в клетку нарисованы точки (рис. 3). Простым карандашом проведем по точкам прямые горизонтальные линии слева направо и вертикальные линии сверху вниз. (Показывает.) Дети выполняют задание. У вас получилась еще одна снежинка, давайте придумаем и на¬рисуем для нее узор. Логопед. Ой, как здорово! Какие вы молодцы! За то, что вы так старались Вам Снеговик приготовил подарки. Эти волшебные карандаши будут вас и дальше учить красиво, рисовать. Ребята, эти карандаши, действительно волшебные — они помогут нам рас¬красить зимние узоры. А эти снежинки мы сложим в конверт и отправим по почте снеговику в подарок. В конце занятия дети раскрашивают узоры.
|