ГлавнаяГлавнаяМой профильМой профиль
Форма входа

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Статистика
Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вконтакте
Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

Оригами как универсальное средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста
Оригами как универсальное средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста
Долидудо Т.А.
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного
вида № 27»,г. Ачинск, Красноярский край,
Россия

В данной статье рассматривается техника конструирования из бума-ги – оригами, раскрывается актуальность ее использования в ДОУ, ее зна-чение в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становят-ся те, которые построены на принципе общения и игры. Кроме того ребе-нок должен видеть и понимать к чему он стремится, он должен ощущать результат своей деятельности.
Одним из средств активизации творческого потенциала ребенка при подготовке его к школе является оригами – искусство складывания фигу-рок из бумаги, технология, обеспечивающая преемственность между уче-бой и игрой.
Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Первоначально оригами использовалось в религиоз-ных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только пред-ставителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владе-ние техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны Оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
С середины XVIII века оригами стали использовать в детских воспи-тательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве иг-ровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и про-странственного мышления. В школах Японии бумажные фигурки геомет-рических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство нашло примене-ние в дошкольной педагогике.
Углубленную работу по конструированию из бумаги с использова-нием техники оригами веду в ДОУ на протяжении двух лет. Результаты диагностических показателей доказывают эффективность и целесообраз-ность использования оригами в учебно-воспитательном процессе.
Занятия оригами:
• углубляют знания дошкольников об окружающем мире;
• стимулируют поисковую деятельность;
• развивают мелкую моторику рук;
• оказывают положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивают речь;
• способствуют формированию пространственного мышления, раз-вивают фантазию и воображение;
• способствуют становлению коммуникативных навыков.
Прежде чем приступить к конструированию игрушек, необходимо отработать с ребенком самые простые приемы складывания квадрата. В первую очередь нужно научить ребенка аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Также необ-ходимо познакомить с условными знаками оригами.
С дошкольниками мы отработали следующие упражнения, перед те-м, как приступать к изготовлению поделок:
Упражнение 1. Сложить квадрат по диагонали.
Упражнение 2. Сложить квадрат пополам.
Упражнение 3. Найти центр квадрата, складывая его по диагонали.
Упражнение 4. Найти центр квадрата, складывая его пополам.
Упражнение 5. Загнуть край листа к середине (середину определить путем сгибания листа пополам).
Упражнение 6. Загнуть углы квадрата к середине (середину определить пу-тем сгибания квадрата по диагонали).
Упражнение 7. Загнуть углы квадрата к центру (центр определите путем сгибания квадрата пополам от разных сторон).
Многие фигурки, известные в оригами, начинают складываться оди-наково до определенного момента. Одинаковые заготовки – это базовые формы. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыва-нию базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверен-ным в том, что ребенок научился их складывать. Выбирать базовые формы для поделок необходимо с учетом возрастных особенностей воспитанни-ков.
Поделки для детей 4,5-5 лет основаны на одной базовой форме – треугольнике. Дети 5-6 лет осваивают приемы складывания на основе не-скольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воз-душный змей. В 6-7 лет доступны детям уже более сложные базовые фор-мы: рыба, двойной квадрат.
Интересные схемы складывания поделок и разработки занятий мож-но найти в трудах Афонькина, Тарабариной, Новиковой, а также большой объем информации по данной теме содержится на специализированных интернет-сайтах.
Бумажное моделирование является эффективным средством воспи-тания дошкольников. Занятия оригами формирует такие нравственные ка-чества детей как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказы-вать помощь товарищу, желание радовать окружающих результатами сво-его труда.
Общность творческих и образовательных интересов дошкольников, их родителей, воспитателей способствует созданию педагогической сре-ды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требо-ваний.
Таким образом, использование техники оригами в учебно-воспитательном процессе способствует всестороннему развитию личности ребенка, а значит является эффективной методикой работы с детьми до-школьного возраста.

Категория: Мои статьи | Добавил: Tatyana_Dolidudo (04.09.2010) | Автор: Татьяна Долидудо E
Просмотров: 1602 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Валюта
Информер праздники сегодня
Актуально
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz