ГлавнаяГлавнаяМой профильМой профиль
Форма входа

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Статистика
Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вконтакте
Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг»
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг»

Долидудо Татьяна Александровна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №27» г. Ачинска

Работая в дошкольном образовательном учреждении, нередко задаешь себе вопросы: от чего зависит успешность ребенка? Каким образом стимулировать его развитие? Психологами доказано, что уже с самого раннего возраста начинает формироваться личность человека. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы дошкольного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности.
Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт. Говоря непосредственно о дошкольном возрасте, следует отметить, что именно развитие мелкой моторики рук способствует успешному становлению отдельных личностных и физиологических качеств ребенка. В доказательство вышесказанного привожу небольшой экскурс в историю.
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объединялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне доказывает, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы.
У многих детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью. Многие дети с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть-застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше. Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги.
Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.
В своей педагогической деятельности я решила пойти дальше и попробовать работать с детьми с более сложной, но вместе с тем наиболее интересной техникой бумагокручения. На английском языке техника бумагокручения называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако, эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, на Востоке. И мы, с ребятишками подготовительной к школе группы приступили к освоению интереснейшей техники со сложным иностранным названием «quilling». Для этого нам понадобится небольшой набор инструментов, который не составит труда найти:
1. Стержень небольшого диаметра. Используется для намотки спирали из бумажной полосы, при этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
2. Пинцет. Кончики пинцета должны быть точно совмещенными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, так как могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для рук ребенка, обеспечивая надежный захват с наименьшим давлением.
3. Ножницы. Для максимально точной нарезки бахромы.
4. Клей. Особых рекомендаций нет. Он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Возможно ПВА.
5. Простейшие чертежные инструменты: линейка, карандаш.
6. Бумага.
Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками бумаги, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развития, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Техника бумагокручения может вызвать трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы решаются. Во время занятия бумагокручением необходимо проводить пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.
В чем же заключается техника «quilling»? Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так у ребенка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль небольшого размера. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, а затем из нее формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем. Дети всегда смогут придумать новые элементы для квиллинга.
Освоение техники бумагокручение целесообразно начинать с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, но чтобы она не наскучила дошкольникам необходимо играть с цветом и формами. Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным». Из полученных ролов можно складывать элементарные цветы, один ролл – сердцевина цветка, еще пять – лепестки.
После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.
Далее следует приступить к изучению основных базовых элементов квиллинга. Перечислю основные из них: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, глаз, ромб, лист, треугольник, стрелка, полукруг, полумесяц, конус, птичья лапка, звезда.
Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.
Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому с ребятишками необходимо также проводить работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта можно предложить детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.
В основном применение техники квиллинг целесообразно при изготовлении натюрмортов с цветами, роллы и получаемые из них формы способны точно передавать элементы цветковых растений. Но нет ограничений в использовании этой техники: мастера создают также пейзажи, произведения анималистического жанра (в основном это птицы), и другие композиции. Возможно также создание объемных фигур, которые, несомненно, будут отличаться своей оригинальностью.
Освоив основные элементы бумагокручения, ребятишки смогут создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции. Таким образом, техника квиллинг – эффективная техника для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющая на общее развитие личности ребенка.

Категория: Мои статьи | Добавил: Tatyana_Dolidudo (23.09.2010) | Автор: Долидудо Татьяна Александровна E
Просмотров: 4915 | Теги: мелкая моторика, продуктивная деятельность, дошкольная педагогика, квиллинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Валюта
Информер праздники сегодня
Актуально
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz